На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Инфо-кухня

42 829 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Гимаева
    Вы думаете, что военкоматам выдавались деньги только на холодильники и микроволновки? Сомневаюсь...))) Хорошо бы пров...Шойгу сравнил раб...

Как ковалась победа

По­здрав­ляю всех с днем Ве­ли­кой Победы!

По­нра­вил­ся текст от одного из Рос­сий­ских пред­при­я­тий (НППК ЭКРА), до­бав­лю еще ко­рот­кой ин­фор­ма­ци­ей по поводу угля, нефти и газа:

75 лет назад со­вет­ские сол­да­ты во­дру­зи­ли над Рейхс­та­гом флаг Победы, озна­ме­но­вав тем самым окон­ча­ние Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны. Танк Т-34, ППШ (пи­сто­лет-пу­ле­мёт Шпа­ги­на), штур­мо­вик Ил-2, ре­ак­тив­ная уста­нов­ка «Катюша» – этим ле­ген­дар­ным ору­жи­ем ко­ва­лась Победа. За­во­дам, про­из­во­див­шим в три смены бо­е­при­па­сы, танки, орудия, са­мо­лё­ты, нужна была энер­гия – про­изо­шёл резкий рост элек­тро­ём­ких про­из­водств. Многие пред­при­я­тия были эва­ку­и­ро­ва­ны в глу­бо­кий тыл – к ним тре­бо­ва­лось под­ве­сти пи­та­ние, по­сколь­ку за­ча­стую станки вы­гру­жа­лись во вре­мен­ные кор­пу­са, а то и в чистое поле.

Без элек­три­че­ства не могли жить и города – к 1941 году ке­ро­син­ка­ми осве­ща­лись лишь де­ре­вен­ские дома. Одним словом, Со­вет­ский Союз ис­пы­ты­вал огром­ные труд­но­сти в обес­пе­че­нии элек­тро­энер­ги­ей всех от­рас­лей на­род­но­го хо­зяй­ства. Перед энер­ге­ти­ка­ми остро встала задача уве­ли­чить вы­ра­бот­ку элек­тро­энер­гии и со­здать эф­фек­тив­ную схему элек­тро­снаб­же­ния по­тре­би­те­лей. И они со­вер­ши­ли на­сто­я­щий тру­до­вой подвиг: кол­лек­ти­вам элек­тро­се­те­вых пред­при­я­тий уда­ва­лось в годы войны не только под­дер­жи­вать в ра­бо­чем со­сто­я­нии линии элек­тро­пе­ре­да­чи, но и стро­ить новые. Ра­бот­ни­ки элек­тро­стан­ций были пе­ре­ве­де­ны на ка­зар­мен­ное по­ло­же­ние с «без­от­луч­ным на­хож­де­ни­ем на стан­ции». Так, для бес­пе­ре­бой­но­го энер­го­снаб­же­ния Горь­ков­ской об­ла­сти жен­щи­ны и под­рост­ки за 45 дней в зимних усло­ви­ях по лесам и бо­ло­там про­ве­ли линию 110 кВ «Южа – Шуя».

Элек­три­че­ство и тепло были в те дни куда дороже хлеба, по­это­му обо­ру­до­ва­ние элек­тро­стан­ций де­мон­ти­ро­ва­лось и от­прав­ля­лось в во­сточ­ные ре­ги­о­ны в любых усло­ви­ях: на­при­мер, ГРЭС Брян­ска раз­би­ра­ли под ар­тил­ле­рий­ским огнём. Ос­нов­ны­ми рай­о­на­ми раз­ме­ще­ния пе­ре­ба­зи­ро­вав­ше­го­ся обо­ру­до­ва­ния стали Урал, За­пад­ная Сибирь, Ка­зах­стан и Сред­няя Азия. Боль­шая часть эва­ку­и­ро­ван­но­го из за­пад­ных рай­о­нов страны энер­ге­ти­че­ско­го обо­ру­до­ва­ния была на­прав­ле­на на ураль­ские элек­тро­стан­ции. К 1944 году Урал стал об­ла­дать самой мощной энер­го­си­сте­мой в стране.

Не от­ста­ва­ли и немец­кие ко­ман­ды: спе­ци­аль­ные под­раз­де­ле­ния де­мон­ти­ро­ва­ли и вы­во­зи­ли в Гер­ма­нию, Польшу и Че­хо­сло­ва­кию обо­ру­до­ва­ние за­хва­чен­ных стан­ций. Было пе­ре­ме­ще­но 11300 ге­не­ра­то­ров раз­лич­но­го типа, 1400 гид­рав­ли­че­ских и па­ро­вых турбин, элек­тро­мо­то­ры и транс­фор­ма­то­ры, при­бо­ры защиты и из­ме­ре­ния по­ка­за­те­лей, сотни ки­ло­мет­ров те­ле­фон­ных, си­ло­вых и кон­троль­ных ка­бе­лей.

Тя­же­лей всего при­ш­лось жи­те­лям бло­ки­ро­ван­но­го Ле­нин­гра­да – город ока­зал­ся от­ре­зан от Дуб­ров­ской ТЭС, Свир­ской и Ра­ухи­аль­ской ГЭС. По­сколь­ку эти объ­ек­ты за­кры­ва­ли ос­нов­ные энер­го­по­треб­но­сти Ле­нин­гра­да, воз­рос­ла на­груз­ка на го­род­ские ге­не­ри­ру­ю­щие объ­ек­ты, но из-за пе­ре­бо­ев с топ­ли­вом они ра­бо­та­ли не по­сто­ян­но. Жилые дома оста­лись без света, за­мер­зал во­до­про­вод. Зимой 1942–1943 на льду Ла­дож­ско­го озера была со­ору­же­на воз­душ­ная линия элек­тро­пе­ре­да­чи, по ко­то­рой до таяния льдов элек­тро­энер­гия от Вол­хов­ской ГЭС по­сту­па­ла к Ле­нин­гра­ду. Энер­ге­ти­ки пошли на хит­рость – опоры ЛЭП были вмо­ро­же­ны в лёд. Бла­го­да­ря этому нетри­ви­аль­но­му ре­ше­нию энер­ге­ти­че­ская бло­ка­да была про­рва­на.

Но одним из самых ори­ги­наль­ных спо­со­бов ге­не­ри­ро­ва­ния де­фи­цит­ной элек­тро­энер­гии стали, как ни стран­но, поезда. Первые из таких пе­ре­движ­ных элек­тро­стан­ций на основе же­лез­но­до­рож­но­го со­ста­ва были спро­ек­ти­ро­ва­ны и со­зда­ны в 1934 году: ин­же­не­ры уста­нав­ли­ва­ли тур­бин­ный аг­ре­гат и кон­ден­са­тор на плат­фор­мах, а РЭУ со щитом управ­ле­ния, жилые и бы­то­вые по­ме­ще­ния раз­ме­ща­лись в двух крытых ва­го­нах. Кстати, один из по­доб­ных со­ста­вов был от­прав­лен в Ста­лин­град, где его 750-ки­ло­ватт­ная си­ло­вая уста­нов­ка, де­мон­ти­ро­ван­ная с Яро­слав­ской го­род­ской элек­тро­стан­ции, внесла свой неоце­ни­мый вклад в Победу. Уже после войны пре­крас­но за­ре­ко­мен­до­вав­шие себя пе­ре­движ­ные элек­тро­стан­ции обес­пе­чи­ва­ли энер­ги­ей труд­но­до­ступ­ные районы, на­при­мер, Чу­кот­ку. В СССР даже был создан Го­су­дар­ствен­ный трест пе­ре­движ­ных элек­тро­стан­ций, предо­став­ляв­ший энер­го­по­ез­да по всему Союзу.

Война за­кон­чи­лась 75 лет назад, но в наших серд­цах на­веч­но оста­лись те, кто не щадя себя ковал столь необ­хо­ди­мую стране Победу. На полях сра­же­ний, в небе, у станка, за куль­ма­ном – все как один по­ста­ви­ли об­ще­ствен­ное выше лич­но­го.

Сейчас в ка­че­стве ре­зерв­но­го топ­ли­ва на случай сде­ла­на ставка на уголь, не только у нас, но и в стра­нах парт­не­рах)

На­па­де­ние Гер­ма­нии на СССР 22 июня 1941 г. и вре­мен­ная ок­ку­па­ция зна­чи­тель­ной части ев­ро­пей­ской тер­ри­то­рии страны, в том числе До­нец­ко­го и Под­мос­ков­но­го уголь­ных бас­сей­нов, при­ве­ли к потере более 60 % дей­ству­ю­щих мощ­но­стей по добыче угля. Страна ока­за­лась в труд­ней­шем по­ло­же­нии, осо­бен­но с обес­пе­че­ни­ем углем про­мыш­лен­но­сти и на­се­ле­ния.

Перед уголь­ной про­мыш­лен­но­стью была по­став­ле­на задача — в мак­си­маль­но ко­рот­кие сроки обес­пе­чить добычу необ­хо­ди­мо­го ко­ли­че­ства угля за счет уско­рен­но­го раз­ви­тия уг­ле­до­бы­чи в во­сточ­ных рай­о­нах. Многие до­нец­кие шах­те­ры вре­мен­но были пе­ре­ве­де­ны в во­сточ­ные бас­сей­ны.

По­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти дей­ству­ю­щих и стро­и­тель­ство новых шахт поз­во­ли­ли уже в 1941 г. уве­ли­чить добычу угля по срав­не­нию с 1940 г. в Куз­бас­се на 18 %, в Ка­ра­ган­дин­ском бас­сейне — на 14 % и на Урале — на 12 %. В 1942—1943 гг. были осво­е­ны новые участ­ки уголь­ных ме­сто­рож­де­ний в Куз­бас­се — Бай­да­ев­ский и Аба­шев­ский (там были по­стро­е­ны де­сят­ки новых шахт), в Сред­ней Азии был введен в экс­плу­а­та­цию Ан­грен­ский разрез. В 1944 г. были сданы в экс­плу­а­та­цию круп­ный Ка­ра­ган­дин­ский уголь­ный разрез и несколь­ко шахт. Осо­бен­но вы­со­ки­ми тем­па­ми раз­ви­ва­лась уголь­ная про­мыш­лен­ность на Урале.

Наряду с осво­е­ни­ем новых уголь­ных ме­сто­рож­де­ний в во­сточ­ных рай­о­нах страны во время войны, сразу после осво­бож­де­ния Под­мос­ков­но­го и До­нец­ко­го бас­сей­нов на­ча­лось вос­ста­нов­ле­ние раз­ру­шен­ных в этих бас­сей­нах уголь­ных пред­при­я­тий, шах­тер­ских го­ро­дов и по­сёл­ков.

За крат­ко­вре­мен­ное (ноябрь 1941 г.) пре­бы­ва­ние в пре­де­лах Под­мос­ков­но­го бас­сей­на ок­ку­пан­ты раз­ру­ши­ли почти все шахты и сожгли много шах­тер­ских по­се­ле­ний. В сен­тяб­ре 1942 г., то есть через 8 ме­ся­цев после начала вос­ста­но­ви­тель­ных работ, сред­не­су­точ­ная добыча угля в бас­сейне до­стиг­ла до­во­ен­но­го уровня, а еще через год вос­ста­нов­ле­ние шахт было пол­но­стью за­вер­ше­но. К концу 1944 г. добыча угля удво­и­лась по срав­не­нию с до­во­ен­ным вре­ме­нем.

До­нец­кий бас­сейн был под ок­ку­па­ци­ей более дли­тель­ное время и под­верг­ся ещё боль­ше­му раз­ру­ше­нию, чем Мос­басс. В Дон­бас­се ок­ку­пан­ты раз­ру­ши­ли 92 % шахт­ных копров, 95,5 % над­шахт­ных зданий, 96 % ма­шин­ных зданий, 38 % сор­ти­ро­вок, 98 % подъ­ем­ных машин, 95 % на­со­сов глав­но­го во­до­от­ли­ва и т. д. Было раз­ру­ше­но 57 % всей жилой пло­ща­ди. Пол­но­стью уни­что­же­ны элек­тро­стан­ции До­нец­ко­го бас­сей­на — Ште­ров­ская, Зу­ев­ская, Ку­ра­хов­ская и др.

В период вос­ста­нов­ле­ния бас­сей­на было от­ка­ча­но из шахт 620 млн куб. м воды, по­стро­е­но и вос­ста­нов­ле­но 300 шахт­ных копров, вве­де­но в дей­ствие 700 подъ­ем­ных машин, 600 вен­ти­ля­то­ров глав­но­го про­вет­ри­ва­ния, тысячи ки­ло­мет­ров горных вы­ра­бо­ток, 1600 км подъ­езд­ных путей к шахтам, 5,5 млн куб. м про­из­вод­ствен­ных зданий и со­ору­же­ний.

В годы войны и в первые по­сле­во­ен­ные годы в новых уголь­ных рай­о­нах стро­и­лись пре­иму­ще­ствен­но неболь­шие шахты с на­клон­ны­ми ство­ла­ми. Это было вы­зва­но необ­хо­ди­мо­стью ско­рей­ше­го ввода их в экс­плу­а­та­цию. Уже в ходе стро­и­тель­ства на таких шахтах можно было до­бы­вать уголь. Для осна­ще­ния стро­я­щих­ся шахт были мо­би­ли­зо­ва­ны все внут­рен­ние ре­сур­сы, ис­поль­зо­ва­лось обо­ру­до­ва­ние, эва­ку­и­ро­ван­ное из вре­мен­но ок­ку­пи­ро­ван­ных рай­о­нов.

В Куз­бас­се в 1942—1943 гг. были по­стро­е­ны 26 новых шахт мощ­но­стью, равной по­ло­вине го­до­вой до­во­ен­ной добыче угля всего бас­сей­на. В Ка­ра­ган­дин­ском бас­сейне было по­стро­е­но десять шахт в Про­мыш­лен­ном районе и осво­е­но Са­ран­ское уголь­ное ме­сто­рож­де­ние. Уско­рен­ны­ми тем­па­ми со­ору­жа­ли шахты в Пе­чор­ском бас­сейне, чему спо­соб­ство­ва­ло за­вер­ше­ние стро­и­тель­ства же­лез­ной дороги, давшей выход пе­чор­ским углям в другие районы страны. На севере Ки­зе­лов­ско­го бас­сей­на велась раз­ра­бот­ка кок­су­ю­щих­ся углей Гре­мя­чин­ско­го ме­сто­рож­де­ния.

В тех­ни­че­ском осна­ще­нии уголь­ных пред­при­я­тий в 1941—1950 гг. важную роль сыг­ра­ли ру­до­ре­монт­ные заводы и ме­ха­ни­че­ские ма­стер­ские, на базе ко­то­рых на­ча­лось про­из­вод­ство необ­хо­ди­мо­го шахт­но­го обо­ру­до­ва­ния. К таким за­во­дам от­но­сят­ся Алек­сан­дров­ский и Ко­пей­ский на Урале, «Крас­ный Ок­тябрь», Ан­жер­ский, Ки­се­лев­ский и Ле­нинск-Куз­нец­кий в Куз­бас­се, им. Пар­хо­мен­ко в Ка­ра­ган­де и другие, куда была эва­ку­и­ро­ва­на зна­чи­тель­ная часть обо­ру­до­ва­ния за­во­дов уголь­но­го ма­ши­но­стро­е­ния Укра­и­ны. Эти заводы сыг­ра­ли ре­ша­ю­щую роль не только в обес­пе­че­нии обо­ру­до­ва­ни­ем уголь­ной про­мыш­лен­но­сти Во­сто­ка и Урала, но и вос­ста­нав­ли­ва­е­мых уголь­ных пред­при­я­тий Дон­бас­са. Кроме того, они ча­стич­но ра­бо­та­ли и для удо­вле­тво­ре­ния нужд фронта.

Су­ще­ствен­ную помощь в тех­ни­че­ском осна­ще­нии уголь­ной про­мыш­лен­но­сти ока­зы­ва­ли в тот период обо­рон­ные заводы, из­го­тов­ляв­шие наи­бо­лее слож­ные детали для уголь­ных машин, про­из­во­ди­ли сверла для бу­ро­вой тех­ни­ки, пред­на­зна­чен­ной для работы в усло­ви­ях особо креп­ких горных пород.

Нефть

Со­вет­ские неф­тя­ни­ки внесли неоце­ни­мый вклад в победу в ВОВ. Без нефти немыс­ли­мо было бы про­ти­во­сто­ять тех­ни­че­ски осна­щен­ной фа­шист­ской армии, по­это­му с самого начала войны шла оже­сто­чен­ная борьба: не под­пу­стить врага ни к одной сква­жине, в то же время обес­пе­чить топ­ли­вом тех­ни­ку для Крас­ной Армии. Вся про­мыш­лен­ность СССР была пе­ре­стро­е­на на во­ен­ный лад, и неф­тя­ная от­расль играла в ней ре­ша­ю­щую роль.

1. Война мо­то­ров

На XV съезде ВКП(б) в де­каб­ре 1927 года И. В. Сталин от­ме­чал: «Во­е­вать без нефти нельзя, а кто имеет пре­иму­ще­ство в деле нефти, тот имеет шансы на победу в гря­ду­щей войне».

«Со­вре­мен­ная война будет войной мо­то­ров: моторы на земле, моторы в воз­ду­хе, моторы на воде и под водой, – от­ме­чал он же, вы­сту­пая на за­се­да­нии Глав­но­го во­ен­но­го совета 13 января 1941 года. – В этих усло­ви­ях по­бе­дит тот, у кого будет больше мо­то­ров». На­ка­нуне Второй ми­ро­вой войны облик во­ору­жен­ных сил опре­де­ля­ли танки, авиа­ция, флот, ко­то­рые не могли ра­бо­тать без нефти.

2. Поход за нефтью

Как вспо­ми­нал ми­нистр во­ору­же­ний и во­ен­ной про­мыш­лен­но­сти Тре­тье­го Рейха Аль­берт Шпеер, «мы вторг­лись в Россию из-за нефти».

«Я знаю, – при­зна­вал­ся он в одном из своих ин­тер­вью, – что вы­дви­га­лось много других причин, но я могу вас за­ве­рить, что было для Гит­ле­ра глав­ным при­о­ри­те­том: снаб­жать нас го­рю­чим».

В 1938 году добыча нефти в Гер­ма­нии со­став­ля­ла ми­зер­ный объем – всего 550 тысяч тонн, что не по­кры­ва­ло даже 10% внут­рен­них по­треб­но­стей и со­став­ля­ло 0,2% ми­ро­во­го по­ка­за­те­ля. Про­из­вод­ство ис­кус­ствен­но­го авиа­ци­он­но­го и ав­то­мо­биль­но­го бен­зи­на, ди­зель­но­го топ­ли­ва и сма­зоч­ных масел до­стиг­ло 1,6 млн тонн, что также не могло удо­вле­тво­рить по­треб­но­стей Тре­тье­го Рейха.

На­ка­нуне Второй ми­ро­вой войны глав­ную роль в неф­тя­ном ба­лан­се Гер­ма­нии играл импорт. Льви­ная доля нефти и неф­те­про­дук­тов оста­ва­лась при­воз­ной. В по­след­нем пред­во­ен­ном году неф­тя­ной импорт Тре­тье­го Рейха со­став­лял по­ряд­ка 5,7 млн тонн. Причем более 80% от этой цифры про­хо­ди­ли по статье «из-за океана» и кон­тро­ли­ро­ва­лись тя­же­ло­ве­са­ми меж­ду­на­род­но­го неф­те­рын­ка – пре­иму­ще­ствен­но аме­ри­кан­ски­ми ком­па­ни­я­ми и англо-гол­ланд­ским кон­цер­ном Royal Dutch Shell. С на­ча­лом войны рас­счи­ты­вать на эти по­став­ки было сложно. К 1940 году неф­тя­ной импорт «из-за океана» почти пол­но­стью пре­кра­тил­ся. Нужны были аль­тер­на­тив­ные ис­точ­ни­ки. Воз­мож­но­сти Ру­мы­нии, ко­то­рая в мае 1940 года за­клю­чи­ла «неф­тя­ной пакт» с Бер­ли­ном, были огра­ни­че­ны. Оста­вал­ся Со­вет­ский Союз, в то время вторая в мире и первая на евразий­ском кон­ти­нен­те неф­тя­ная дер­жа­ва: добыча нефти в СССР по итогам 1940 года со­ста­ви­ла 31,1 млн тонн.

3. Ошибка фюрера

22 июня 1941 года Гер­ма­ния напала на Со­вет­ский Союз. Немец­кие ге­не­ра­лы уве­ря­ли: нужно идти на Москву, ко­то­рая яв­ля­ет­ся важ­ней­шим цен­тром путей со­об­ще­ния и связи, по­ли­ти­че­ским и про­мыш­лен­ным цен­тром страны. Но у Гит­ле­ра было иное мнение.

«Мои ге­не­ра­лы ничего не по­ни­ма­ют в во­ен­ной эко­но­ми­ке», – впер­вые про­из­нес свою зна­ме­ни­тую фразу фюрер, требуя на­не­сти глав­ный удар в южном на­прав­ле­нии. Захват Крыма, объ­яс­нял Гитлер, – это на­деж­ные по­став­ки нефти из Ру­мы­нии, захват южных тер­ри­то­рий – бло­ки­ро­ва­ние «под­во­за рус­ским нефти с Кав­ка­за», захват Кав­ка­за – это нефть для Рейха.

После Смо­лен­ска фюрер пе­ре­рас­пре­де­лил глав­ные усилия в пользу южного на­прав­ле­ния. Ос­но­вой ре­ше­ния по­слу­жи­ла ка­жу­ща­я­ся лег­кость про­дви­же­ния группы «Центр». По мнению немец­ких ге­не­ра­лов, пе­ре­нос в ав­гу­сте-сен­тяб­ре 1941 года ос­нов­ных усилий армии на юг яв­лял­ся «ро­ко­вым ре­ше­ни­ем», при­вед­шем к срыву плана «мол­ние­нос­ной» войны. Позд­нее Гитлер все же пе­ре­ду­мал и решил уда­рить по Москве, но время было упу­ще­но.

Немцы до­бра­лись до при­го­ро­дов со­вет­ской сто­ли­цы лишь в се­ре­дине осени 1941 года и были оста­нов­ле­ны неви­дан­ным по силе и жест­ко­сти со­про­тив­ле­ни­ем частей Крас­ной Армии и мос­ков­ско­го на­род­но­го опол­че­ния. По­ло­же­ние усу­гу­бил и острый недо­ста­ток го­рю­че­го. Война уже пе­ре­ста­ва­ла быть по­бе­до­нос­ным блиц­кри­гом и тре­бо­ва­ла су­ще­ствен­ных рас­хо­дов топ­ли­ва.

4. Глав­ная цель 1942 года – нефть

Опре­де­ляя планы на 1942 год, Гитлер ставил пер­во­оче­ред­ную задачу про­рвать­ся на Кавказ. Ди­рек­ти­ва № 41 от 5 апреля 1942 года гла­си­ла: «…в первую оче­редь все име­ю­щи­е­ся в рас­по­ря­же­нии силы должны быть со­сре­до­то­че­ны для про­ве­де­ния глав­ной опе­ра­ции на южном участ­ке с целью уни­что­жить про­тив­ни­ка за­пад­нее Дона, чтобы затем за­хва­тить неф­те­нос­ные районы на Кав­ка­зе и пе­рей­ти через Кав­каз­ский хребет». Пла­ни­ро­ва­лось также, что Кавказ станет ключом и к неф­тя­но­му Ближ­не­му Во­сто­ку, куда од­но­вре­мен­но через Се­вер­ную Африку про­би­вал­ся ге­не­рал Эрвин Ром­мель. Рейх должен был взять черное золото в же­лез­ные тиски. По за­мыс­лу немец­ко­го ко­ман­до­ва­ния, 1942 год должен был стать годом ре­ше­ния неф­тя­ных про­блем Гер­ма­нии и га­ран­том бу­ду­щей победы.

5. Ни капли нефти врагу

В один из жарких июль­ских дней 1942 года за­ме­сти­тель нар­ко­ма неф­тя­ной про­мыш­лен­но­сти Ни­ко­лай Бай­ба­ков был вызван в Кремль. Сталин нето­роп­ли­во пожал ему руку и негром­ким, вполне буд­нич­ным го­ло­сом про­го­во­рил: «То­ва­рищ Бай­ба­ков, Гитлер рвется на Кавказ. Он объ­явил, что если не за­хва­тит нефть Кав­ка­за, то про­иг­ра­ет войну. Нужно сде­лать все, чтобы ни одна капля нефти не до­ста­лась немцам». И чуть-чуть уже­сто­чив голос, до­ба­вил: «Имейте в виду, если вы оста­ви­те немцам хоть одну тонну нефти, мы Вас рас­стре­ля­ем. Но если Вы уни­что­жи­те про­мыс­лы преж­де­вре­мен­но, а немец их так и не за­хва­тит, и мы оста­нем­ся без го­рю­че­го, мы Вас тоже рас­стре­ля­ем».

В опе­ра­тив­ном по­ряд­ке была сфор­ми­ро­ва­на группа из спе­ци­а­ли­стов-неф­тя­ни­ков и ра­бот­ни­ков НКВД, ко­то­рая вы­еха­ла в Крас­но­дар. В крат­чай­шие сроки был раз­ра­бо­тан спе­ци­аль­ный ком­плекс ме­ро­при­я­тий по уни­что­же­нию про­мыс­лов, ко­то­рый ре­а­ли­зо­ва­ли уже под огнем про­тив­ни­ка: сна­ча­ла лик­ви­ди­ро­ва­ли неф­те­пе­ре­ка­чи­ва­ю­щие и ком­прес­сор­ные стан­ции, потом – сква­жи­ны, а в по­след­нюю оче­редь – элек­тро­стан­ции. От­сту­пив с пар­ти­за­на­ми в Туапсе, группа Бай­ба­ко­ва с тем же за­да­ни­ем пе­ре­ба­зи­ро­ва­лась в Гроз­ный, где непо­да­ле­ку, в районе Мал­го­бе­ка, шли оже­сто­чен­ные бои. А из Гроз­но­го спе­ци­а­ли­сты от­пра­ви­лись в Баку.

Как сви­де­тель­ству­ют ар­хив­ные до­ку­мен­ты, глав­ную неф­тя­ную кор­ми­ли­цу также го­то­ви­ли к уни­что­же­нию.

Из по­ста­нов­ле­ния ГКО № 2173 от 14 ав­гу­ста 1942 года «О спе­ци­аль­ных под­го­то­ви­тель­ных ме­ро­при­я­ти­ях по Ба­кин­ской неф­тя­ной про­мыш­лен­но­сти»: «В связи с со­здав­шей­ся во­ен­ной об­ста­нов­кой Го­су­дар­ствен­ный Ко­ми­тет Обо­ро­ны по­ста­нов­ля­ет: обя­зать НКВД СССР сов­мест­но с нар­ко­ма­том неф­тя­ной про­мыш­лен­но­сти про­ве­сти спе­ци­аль­ные ме­ро­при­я­тия по под­го­тов­ке к выводу из строя объ­ек­тов неф­тя­ной про­мыш­лен­но­сти (сква­жин, ем­ко­стей, пред­при­я­тий и обо­ру­до­ва­ния) Ба­кин­ской неф­тя­ной про­мыш­лен­но­сти, ко­то­рые к мо­мен­ту начала про­ве­де­ния этих ме­ро­при­я­тий ока­жут­ся не вы­ве­зен­ны­ми». К сча­стью, страш­ный план лик­ви­да­ции неф­тя­ной про­мыш­лен­но­сти Баку не при­ш­лось при­во­дить в дей­ствие. Не были ре­а­ли­зо­ва­ны и пред­ло­же­ния со­юз­ни­ков по вводу войск в За­кав­ка­зье и «помощи» в уни­что­же­нии ба­кин­ских про­мыс­лов. Враг так и не про­рвал­ся к глав­но­му неф­тя­но­му центру СССР.

6. Ар­те­рия жизни

900-днев­ная бло­ка­да Ле­нин­гра­да (8 сен­тяб­ря 1941 года – 27 января 1944 года) – одна из самых ге­ро­и­че­ских стра­ниц Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны. Город так и остал­ся непо­беж­ден­ным. Его за­щит­ни­ки и жители за­пла­ти­ли страш­ную цену. На Нюрн­берг­ском про­цес­се будет на­зва­на цифра – 632 тысячи по­гиб­ших. Но мало кто знает, что жертв могло быть еще больше. Многие жизни спас сверх­сек­рет­ный объект – про­ло­жен­ный по дну Ла­дож­ско­го озера уни­каль­ный тру­бо­про­вод, ко­то­рый жители Ле­нин­гра­да не даром на­зы­ва­ли «ар­те­ри­ей жизни».

Со­глас­но утвер­жден­но­му про­ек­ту, тру­бо­про­вод должен был иметь про­из­во­ди­тель­ность 400 тонн в сутки, диа­метр 100 мм и про­тя­жен­ность 30 км. Неболь­шие участ­ки про­кла­ды­ва­лись по суше по обоим бе­ре­гам, а боль­шая часть тру­бо­про­во­да (около 21,5 км) должна была пройти по дну Ладоги, на глу­би­нах от 1 до 12,5 м. Го­лов­ные со­ору­же­ния решили рас­по­ло­жить на око­неч­но­сти мыса Ка­реджи, ко­то­рый вы­сту­пал в озеро и тем самым немно­го со­кра­щал под­вод­ную часть. К этой точке сле­до­ва­ло про­ло­жить же­лез­ную дорогу, по­стро­ить стан­цию Коса, слив­ную эс­та­ка­ду на 12 ци­стерн; на случай бом­беж­ки рас­по­ло­жить на уда­ле­нии друг от друга ре­зерв­ные на­сос­ные уста­нов­ки, пе­ре­движ­ные элек­тро­стан­ции и ем­ко­сти для хра­не­ния неф­те­про­дук­тов. Ко­неч­ной точкой тру­бо­про­во­да был опре­де­лен район де­рев­ни Бо­ри­со­ва Грива.

Работы на озер­ном участ­ке на­ча­лись 31 мая 1942 года, а уже к 14 июня были за­вер­ше­ны. 19 июня 1942-го пра­ви­тель­ствен­ная ко­мис­сия под­пи­са­ла акт при­ем­ки тру­бо­про­во­да в экс­плу­а­та­цию. В общей слож­но­сти за 20 ме­ся­цев, ко­то­рые дей­ство­вал ла­дож­ский тру­бо­про­вод, по нему было пе­ре­да­но 40 тысяч тонн го­рю­че­го. Вы­сво­бо­див­ший­ся транс­порт до­став­лял бло­кад­ни­кам про­до­воль­ствие. С боль­ши­ми труд­но­стя­ми, но все же ра­бо­та­ли го­род­ские службы. Несмот­ря ни на что, город вы­жи­вал и вы­жи­вал, в том числе бла­го­да­ря на­ли­чию ми­ни­маль­ных объ­е­мов го­рю­че­го.

7. Топ­лив­ная ка­та­стро­фа Гер­ма­нии

Топ­лив­ная ка­та­стро­фа для Гер­ма­нии на­сту­пи­ла в мае 1944 года. Аль­берт Шпеер вспо­ми­нал: «8 мая я вер­нул­ся в Берлин… А через четыре дня про­изо­шло со­бы­тие, за­ста­вив­шее меня на­все­гда за­пом­нить эту дату – 12 мая 1944 года. Ведь именно в этот день про­тив­ник окон­ча­тель­но одер­жал победу в сфере во­ен­но­го про­из­вод­ства. До этого нам уда­ва­лось, несмот­ря на зна­чи­тель­ные потери в во­ору­же­нии, в общем и целом удо­вле­тво­рять по­треб­но­сти вер­мах­та. После налета 935 бом­бар­ди­ров­щи­ков из со­ста­ва 8-го аме­ри­кан­ско­го воз­душ­но­го флота на заводы по про­из­вод­ству ис­кус­ствен­но­го го­рю­че­го в цен­траль­ной и во­сточ­ной частях Гер­ма­нии на­чал­ся со­вер­шен­но новый период… Он по­ло­жил начало пол­но­му краху немец­кой во­ен­ной про­мыш­лен­но­сти».

Немцы пы­та­лись вос­ста­но­вить раз­ру­шен­ные заводы, срочно ре­а­ли­зо­вы­ва­ли про­грам­му стро­и­тель­ства под­зем­ных мощ­но­стей. Но все это уже не могло из­ме­нить ход со­бы­тий.

8. Каждая тонна нефти – это наш залп по Гит­ле­ру

А в это время со­вет­ские неф­тя­ни­ки сра­жа­лись на неф­тя­ном фронте под ло­зун­гом «Каждая тона нефти – это наш залп по Гит­ле­ру!». Люди ра­бо­та­ли сут­ка­ми, недо­сы­пая, по­лу­чая скуд­ный про­до­воль­ствен­ный паек. Ушед­ших на фронт мужчин за­ме­ща­ли их жены. Жен­щи­ны не бо­я­лись ни­ка­кой работы, тру­ди­лись даже в бу­ре­нии! У кого не было до­ста­точ­ных фи­зи­че­ских сил, шли в бри­га­ды по добыче нефти, на трак­тор­ные базы, неф­те­пе­ре­ка­чи­ва­ю­щие стан­ции.

Вы­сто­яв в самые от­ча­ян­ные первые месяцы и пре­одо­лев кри­ти­че­ские 1942 и 1943 годы, неф­тя­ни­ки сумели ста­би­ли­зи­ро­вать про­из­вод­ство и пе­ре­ло­мить от­ри­ца­тель­ную тен­ден­цию па­де­ния. Незна­чи­те­лен по цифрам, но при­ме­ча­те­лен сам факт: уже в 1944 году добыча нефти вы­рос­ла на 300 тыс. тонн и со­ста­ви­ла 18,3 млн тонн. В 1945 году рост со­ста­вил почти 1,2 млн тонн – 19,4 млн тонн по итогам года.

Добыча нефти в СССР млн тонн

9. Го­рю­чее – фронту!

За время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны расход ос­нов­ных видов горюче-сма­зоч­ных ма­те­ри­а­лов во­ору­жен­ны­ми силами СССР со­ста­вил по­ряд­ка 13,4 млн тонн. При этом по­ка­за­те­лен рост по­треб­ле­ния топ­ли­ва в круп­ных сра­же­ни­ях. Если почти за 7 ме­ся­цев битвы под Моск­вой (30 сен­тяб­ря 1941 года – 20 апреля 1942 года) со всеми труд­но­стя­ми, свя­зан­ны­ми с по­те­рей тер­ри­то­рии и на­ру­ше­ни­ем хо­зяй­ствен­ных связей, было из­рас­хо­до­ва­но 294,4 тыс. тонн го­рю­че­го, то уже в 1943 году только за 1,5 месяца сра­же­ния на Кур­ской дуге (5 июля – 23 ав­гу­ста 1943 года) расход ГСМ со­ста­вил более 204 тыс. тонн. То есть если в первом случае сред­не­ме­сяч­ное по­треб­ле­ние топ­ли­ва со­став­ля­ло по­ряд­ка 43 тыс. тонн, то во втором – уже около 136 тыс. тонн. Более чем дву­крат­ный рост.

Ска­зы­вал­ся топ­лив­ный фактор и на тех­ни­че­ских па­ра­мет­рах оте­че­ствен­ной во­ен­ной тех­ни­ки. Со­вет­ские кон­струк­то­ры со­зда­ва­ли лучшие об­раз­цы в усло­ви­ях от­сут­ствия су­ще­ствен­ных топ­лив­ных огра­ни­че­ний. Име­лась воз­мож­ность за­кла­ды­вать более вы­со­кую мощ­ность, по­вы­шать боевую осна­щен­ность, уве­ли­чи­вать ха­рак­те­ри­сти­ки проч­но­сти во­ен­ной тех­ни­ки. Зна­ме­ни­тый танк Т-34 об­раз­ца 1940-1941 годов имел расход топ­ли­ва по шоссе в объеме 140 литров на 100 км. В ре­зуль­та­те целого ряда но­во­вве­де­ний Т-34 1942 года рас­хо­до­вал уже 150 литров по шос­сей­ным до­ро­гам. А машина 1943 года вы­пус­ка – 155 литров. Были улуч­ше­ны такие па­ра­мет­ры, как бро­ни­ро­ва­ние, во­ору­же­ние, ско­рост­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, ма­нев­рен­ность, запас хода и так далее.

В до­ку­мен­те «Из итогов работы тыла в период Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны», со­став­лен­ном 26 июня 1947 года, под­чер­ки­ва­лось: «Обес­пе­че­ние… армии ди­зель­ным топ­ли­вом, ке­ро­си­ном и лиг­ро­и­ном ре­сур­са­ми про­из­вод­ства не ли­ми­ти­ро­ва­лось». По мере того как де­фи­цит го­рю­че­го ско­вы­вал во­ен­ную мощь Гер­ма­нии, Со­вет­ский Союз, от­сто­яв­ший в кро­ва­вой схват­ке свой неф­тя­ной по­тен­ци­ал, уве­рен­но на­ра­щи­вал мо­биль­ность и тех­ни­че­скую осна­щен­ность во­ору­жен­ных сил.

Газ (только на­чи­на­лась ис­то­рия).

Боль­шое зна­че­ние как для эко­но­ми­ки во­ен­но­го вре­ме­ни, так и для по­сле­во­ен­но­го раз­ви­тия  топ­лив­ной  базы  СССР  имела  добыча при­род­но­го газа и стро­и­тель­ство га­зо­про­во­дов.За годы войны га­зо­вая про­мыш­лен­ность по­яви­лась в рай­о­нах Севера (Коми АССР), в По­вол­жье  и  на  Даль­нем  Во­сто­ке.  В  1945  г.  районы Кав­ка­за  дали  только  35,5%  добычи  газа,  при­ро­сте ее в целом по стране на 3%. Во­сточ­ные районы в целом, глав­ным об­ра­зом за счет Ура­ло­По­вол­жья, уве­ли­чи­ли добычу при­род­но­го газа в 31 раз. Их удель­ный вес в об­ще­со­юз­ной добыче вырос с 0,9 до 29,3%.В ав­гу­сте 1942 г. под Са­ра­то­вом было от­кры­то ме­сто­рож­де­ние при­род­но­го газа. Неда­ле­ко от Ель­шан­ки был про­ло­жен 18 ки­ло­мет­ро­вый га­зо­про­вод, по ко­то­ро­му уже через 2 месяца газ по­сту­пил на Са­ра­тов­скую ГРЭС. В сен­тяб­ре 1943 г. бу­гу­рус­лан­ский газ по­лу­чи­ли про­мыш­лен­ные пред­при­я­тия Куй­бы­ше­ва по га­зо­про­во­ду длиной 180 км. Хотя про­пуск­ная спо­соб­ность этих га­зо­про­во­дов была неве­ли­ка, их ввод имел боль­шое обо­рон­ное зна­че­ние, ибо осво­бож­дал же­лез­но­до­рож­ный транс­порт от пе­ре­воз­ки зна­чи­тель­но­го ко­ли­че­ства твер­до­го и жид­ко­го топ­ли­ва. В 1944 г. ГКО вынес ре­ше­ние о со­ору­же­нии га­зо­про­во­да Са­ра­тов – Москва(792 км).

С празд­ни­ком!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх