На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Инфо-кухня

42 825 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Гимаева
    Вы думаете, что военкоматам выдавались деньги только на холодильники и микроволновки? Сомневаюсь...))) Хорошо бы пров...Шойгу сравнил раб...

Зрители спектакля "Борис Годунов" - "тупое быдло"?

8 сентября я отправился на спектакль "Борис Годунов" в московском театре "Ленком".

Пошёл так, как идут в старый именитый театр на классическую постановку - надеясь увидеть что-то настоящее, значительное, наполненное духом той эпохи, которая изображается в произведении. Но жестоко обманулся.

Зал был заполнен под завязку, несмотря на дороговизну билетов.


Декорация - такая, как на дешёвом ток-шоу: стены разделены на прямоугольники, часть из которых являются экранами. Два дивана, на которых начинает разыгрываться само ток-шоу: в гостях у ведущей оказывается "русский эмигрант Гаврила Пушкин", который отвечает пушкинским текстом на её вопросы, заданные утрированно развязным голосом. К ток-шоу подключается "корреспондент из Москвы", с нарочито глупым выражением лица, который читает Пушкина почти так же, как если бы говорил на тарабарском языке.
Я смотрю дальше.

Сцена объяснения Бориса Годунова с его сестрой. Снова быстро и бессмысленно тараторится пушкинский текст, но зато когда Александр Збруев, играющий Годунова, переходит на мат и другую лексику гламурной подворотни, резко возрастает экспрессия - оба персонажа орут друг на друга, изображая пошлейшую пьяную истерику, которая заканчивается удушением "Годуновым" его сестры.


Фото: "Российская газета"

Я понимаю, что замысел режиссёра Богомолова - добавить в пьесу максимум пошлости, примитива, причем чем это будет более гротескно, неестественно - тем лучше. Для него "Борис Годунов" - не более, чем материал для обличения ненавидимого им российского государства, способ войны с ним. И это до боли ясно с первой же сцены. А поскольку Богомолов понимает, что абсолютное большинство населения находится на патриотических позициях, то он действует "назло" своему зрителю. "Месседж" таков: "Видите, как отвретительно ваше государство?! Нет, вы еще не видите. Вот послушайте ещё мата, ещё истерику, чтобы уши закладывало!".

Но полностью своё отношение к зрителю Богомолов раскрывает в следующей сцене.

Актёры удаляются, и даётся свет софитов в зрительный зал.
На экранах появляются чередующиеся надписи:
"Народ собрался на площади"
"Народ ждёт, что ему скажут"
"Народ - тупое быдло"

В зале молчание. Все смотрят. Надписи появляются снова.
Когда надпись "Народ - тупое быдло" появляется в третий раз, зал начинает аплодировать. Но видимо, недостаточно громко. Серия надписей повторяется в четвёртый раз.
Зал в немом замешательстве. Чувствуется, что многие считают себя присутствующими при тонкой высокохудожественной провокации, на которую не надо поддаваться, не понимая при этом толком, в чём именно провокация и что значит на неё поддаться. А кто-то, пожалуй, согласен, с тем, что народ - тупое быдло, но полагает, что не относится к народу.
Я в одиночестве выхожу прочь.

Сцена Богомолова является символом того состояния, в котором оказалось наше общество - состояния национального унижения. Как должен был среагировать зал, если бы такого унижения не было? Хотя бы какая-то его часть после прямого оскорбления каждого как гражданина и всего зала как собрания граждан (что было дополнительно подчеркнуто подветкой, направленной в зал - так, чтобы уже никаких сомнений не осталось) должна была хотя бы отказаться при этом присутствовать! А точнее (поскольку оскорбление уже нанесено) отказаться присутствовать на оставшейся части спектакля, испытывая элементарное чувство того, что, оставаясь, ты проявляешь своё внимание и почтение тому, кто тебя унижает. Но ничего подоного не произошло.

Богомолов знает, что всё будет так, и поэтому не боится. Он может ждать других реакций - безучастности зала, выкриков со стороны отдельных зрителей, на которых затем можно будет показать пальцем в подтверждение: вот они - действительно быдло. Но это будут реакции индивидуумов. Богомолов знает, что он не останется перед пустым залом, и что его не призовут к ответу так, как это делает гражданское общество. Что общество вообще как высокоорганизованная система не существует, а существует как нечто полумёртвое.

Кстати, не ожидая наверняка выкриков, на которые можно показать пальцем, Богомолов нарочно вводит характерный выкрик подставного зрителя, обращённый к Збруеву:
- Александр Викторович, вам не стыдно участвовать в таком постмодернистском бреде? (цитирую по газете "Известия", потому что сам я к этому моменту ушёл).
Истеричный Збруев убивает подставного зрителя из пистолета. Вот так следует расправляться с этим самым тупым быдлом - показывает Богомолов. Он знает, что попытки сорвать его спектакль выкриками и эпатажем не опасны, и смеётся над ними.

Одна такая попытка уже состоялась в ноябре 2013 года. Тогда он показывал спектакль "Идеальный муж", в котором голая баба изображала распятие Христа, а священник-гомосексуалист ей молился.


Фото: "Сегодня.ру"

Тогда на сцену после второго акта этого "спектакля" вышли православные активисты и стали выступать, протестуя против кощунства. Каков был результат? На странице театра в "Фейсбуке" появилось сообщение о том, как "провокаторов стащили со сцены". Было много публикаций о скандале, что сильно прибавило популярности творению Богомолова. Активистов упаковали в оболочку маргинальности. Богомолов же предстал "прогрессивным работником культуры", ставшим жертвой этих маргиналов. Чувства верующих людей, православная культура, традиционные ценности огромной страны никто не защитил. Племя богомоловых восторжествовало.

К какому политическому племени относит себя Богомолов, очень понятно: по его выступлению на митинге сторонников Навального, по его участию в либеральной кампании против закона Димы Яковлева, по тому, с какой регулярностью он популяризируется на телеканале "Дождь". Как он относится к своему народу, тоже понятно.Считает, что у нас идёт "война между меньшинством и большинством. Между просвещенной русской Европой и деклассированной русской азиатчиной. И варвары вновь побеждают".

Только непонятно, доколе мы будем терпеть "просвещённую русскую Европу", которая на сценах наших театров показывает распятие с голыми бабами и изображает русских монархов орущими истеричными свиньями, а своих зрителей называет при этом тупым быдлом?

http://ie-1.livejournal.com/17622.html#comments

Вообще не понимаю зачем нужен современный театр.
Академический театр - это как ценный артефакт. По нему мы можем судить о многих вещах и деяниях минувшего времени. А современным режиссером, по видимому, нечего дать зрителям, слишком бездарны и внутренне  не наполнены духовным содержанием, которым могли бы поделиться.


 

Картина дня

наверх