На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Инфо-кухня

42 827 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Гимаева
    Вы думаете, что военкоматам выдавались деньги только на холодильники и микроволновки? Сомневаюсь...))) Хорошо бы пров...Шойгу сравнил раб...

Ямал - мегапроект 20 века

Сразу несколько восторженных статей появились по поводу первой отгрузки сжиженного газа (СПГ) и Сабетты по проекту «Ямал-СПГ». Буйно экзальтированные граждане, как водится, подвергли остракизму и закидали тухлыми яйцами граждан, которые не разделяют такой оптимизм. Дискуссия плавно перешла в споры о необходимости освоения Арктики. Появилось мнение: пускай «Ямал-СПГ» и хоть и концессия по факту, а государство дает льготы и не получает ничего, зато появляется куча ништяков:

Арктический морской глубоководный порт, арктический аэропорт, арктический поселок, огромный завод с уникальными технологиями сжижения в условиях Арктики, инфраструктура в сложнейших природных условиях, разработка труднодоступных месторождений, загрузка Севморпути, рабочие места, опорная точка для развития всего этого труднодоступного региона и прочее.

Замечательно. А теперь, для начала, давайте глянем на историю, чтобы окончательно прояснить все эти вопросы. Возможно, что просто рассмотрение не так уж древней истории, но, видимо, забытой, поможет этому.

Итак: Ямал - полуостров сокровищ.

Ямал- являлся и является и частью Российской империи.

https://ic.pics.livejournal.com/vadim44622/33231898/5984/5984_900.jpg

Местные жители, конечно, давно живут в благоустроенных поселках, но не забывают традиционные промыслы.

https://ic.pics.livejournal.com/vadim44622/33231898/19446/19446_900.jpg Бованенково, 2006.

Полуостров осваивался постепенно, но масштабное освоение связано с природным газом. Все крупные месторождения открыты в 60-70-х гг. Самое крупное месторождение (Бованенково) названо в честь первооткрывателя (Вадим Бованенков). Первый этап связан с освоением материковых месторождений (Уренгойское, Ямбург, Медвежье и др.), который в свою очередь связан с программой освоения Западной Сибири.. Вторым этапом должен был стать этап непосредственного освоения самого полуостров Ямал в соответствии с постановление ЦК КПСС и Со­вета Министров СССР №797 от 20 августа 1985 г. «О ком­плексном развитии нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири в 1986-1990 гг.».

Проектом, в разработке которого принимали участие все институты отрасли и много смежных отраслей, предусматривалось уже в 1991 г. начать на Ямале добычу природного газа с самого крупного, расположенного в центральной части полуострова Бованенковского месторождения и выйти к 1996 г. на максимальный уровень добычи с поэтапным вводом в эксплуатацию сначала Харасавэйского, а к 2010 г. Крузенштерновского, Нейтинского, Арктического, Северо-Тамбейского и других месторождений. (Здесь и далее фрагменты из книги «Ямал-полуостров сокровищ»)

Картинки по запросу месторождения газа ямал

Именно в таком порядке, как указано в постановлении, что объясняется элементарной логикой (логистикой): сначала самое крупное месторождение (как база), а затем разработка территорий по мере удаления, но вторым по очереди был Харасавэй, поскольку месторождение совмещено с портом.

Для транспортировки газа с Ямала совместным прика­зом № 248/411 Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и Министерства газовой промышленности от 28 октября 1986 г. предполагалось проложить из района Бованенковского газоконденсатного месторождения через Ухту шесть ниток га­зопроводов.

Строительство железной дороги, связывающей станцию Лабытнанги с центром полуострова, и автомобильной дороги поручалось Мини­стерству транспортного строительства. По поручению Бюро Совета Министров СССР по топливно-энергетическому комплексу Институт комп­лексных транспортных проблем при Госплане СССР в 1988 г. дал свое заключение: наиболее целесообразным признавался вариант строительства именно железной дороги. В итоговых документах (в том числе в заключении Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР от 26 апреля 1988 г. и других отмечалось, что помимо экономии капитальных вложений и эксплу­атационных затрат железнодорожная линия обеспечит надежность и круглогодичность доставки грузов и более всего отвечает требованиям экологической безопасности.

В начале 1986 г. вновь созданный коллектив начал строительство железнодорожной магистрали от станции Обская Северной железной дороги к месторождению Бованенково на западном берегу полуострова Ямал, вбли­зи мыса Харасавэй. Протяженность железной дороги Обская - Бованенково должна была составить более 500 км. Она полностью должна была проходить за полярным кругом в условиях вечной мерзлоты. Аналогов железнодорожного строительства из-за особых геологических, климатических и природных условий не было ни в отечественной, ни в мировой практике. Как следствие, для создания проекта магистрали не было строительных норм и правил.

https://ic.pics.livejournal.com/vadim44622/33231898/7489/7489_900.jpg

Эта карта примерно 2008-09 гг. Но очень четко видно, что все шло как раз в соответствии с постановлением ЦК КПСС, только с лагом по времени почти в 30 лет. В свою очередь план строительства ж/д частично проходил по маршруту ж/д (Стройка №502) до порта Мыс Каменный, где как раз планировался порт Севморвути в 40-е года 20 века. По трубе, кстати, оставались сомнения и, как вариант, предлагалось пустить трубу через Новый порт и Обскую губу в Ямбург, но все-таки, победил советский вариант.

Основной поток грузов для строителей и газовиков в район Бованенковского месторождения шел по проложен­ному в 1976 г. ледокольному маршруту Мурманск-Ямал. Местом концентрации грузов был выбран все тот же Мурманск, где с морским пароходством были заключены договоры на приемку, пе­реработку и доставку к мысу Харасавэй около 30 тыс. т раз­личных грузов для Ямала.

В последних числах марта 1987 г. вышли из Мурманска и взяли направление на Харасавэй. Через сутки пути в открытом море подошли к кромке ледяного покрова, где ожидали два аналогичных сухогруза — «Пионер Молдавии» и «Пионер Карелии» с направлением в Дудинку, атомный ледокол «Россия» и дизельный ледокол «Мурманск». Вскоре подошел танкер «Ленинск-Кузнецкий» для Карской геологоразведочной экспедиции, сопровождаемый из Архангельска атомным ледоколом «Сибирь». И караван из семи судов двинулся дальше по маршруту Северного морского пути.

К Харасавэю подошли 4 апреля 1987 г. и встали в 20 км от берега в точке, указанной гидрологами. Атомные ледоколы же, закончив свою часть операции, дали прощальный гудок и взяли курс на Дудинку для проводки двух «Пионеров». Оставшийся дизельный ледокол «Мурманск», у которого осадка меньше, ночью проделал многокилометровый коридор в припае, куда утром следующего дня вошел «Архангельск». Ледокол, маневрируя, медленно подтолкнул сухогруз вперед, пока не удалось, как говорят моряки, «зарубиться» — вклиниться в лед, не испортив его. Началась спешная разгрузка, чтобы суда успели выйти по проторенному ледоколами среди льдов фарватеру.

Ну вот и свидетельство по Севморпути. Все-таки порт Харасавэй планировался как основной порт. Про порт Сабетту тогда и не знали. В книге я встретил только одно упоминание о Сабетте и только в качестве опорного пункта снабжения.

Одновременно со строительством железной дороги по­становление №797 содержало и поручение построить в Лабытнангах на берегу Оби крупный речной порт для приема строительных грузов, необходимых всем, кто был подключен к освоению углеводородных месторождений полуострова Ямал.

https://ic.pics.livejournal.com/vadim44622/33231898/19175/19175_900.jpg

Это фото с вертолета Надым-Бованенково. Протока в Обской губе. Видны баржи. Это 2006 год, позже такие баржи шли нескончаемым караваном. Основные грузы шли через порт Харасавэй и на баржах из Оби (Лабытнанги) и Пура (Коротчаево, близ Нового Уренгоя) вокруг Ямала в речку Сеяха. Бованенково расположено на этой реке примерно в 40 км от Карского моря. Река вполне судоходна.

https://ic.pics.livejournal.com/vadim44622/33231898/19946/19946_900.jpg Река Сеяха, близ Бованенково, 2006 г.

Для строительства и эксплуатации магистральных газопроводов с полуострова Ямал предполагалось соорудить 2 тыс. км постоянно действующих автомобильных дорог и 7 тыс. временных.

Буровые работы активно повела созданная в сентябре 1986 г. Ямальская экспедиция глубокого бурения, преоб­разованная вскоре в трест «Северспецбургаз», базировав­шийся в Ухте.

К 1991 на Бованенково пробурили более 600 скважин, сам видел кусты за номером 60 (в кусте от 8 скважин), так и стояли как статуи острова Пасхи в тундре почти 20 лет. Дальнейшая история Бованенково хорошо известна: 1991 г., рубеж, все прикрыли. Вновь начали активно осваивать только в середине 00-х годов. Активная фаза – 2007г. Ж/д готова в 2009 г., само месторождение Бованенково – 2012 г. Для контраста фото 2006 г.: последствия катастройки, я лично насчитал штуки три (или четыре) целых буровых установок в тундре по пояс в болоте, памятники той эпохи, их видно далеко (все-таки почти 50 м высотой), но по ним можно судить, как спешно народ покидал эти места, даже технику всю побросали.

https://ic.pics.livejournal.com/vadim44622/33231898/19514/19514_900.jpg Бованенково, 2006

Выводы.

Ни один пункт турбо-патриотов (кроме завода СПГ) не подтверждается, все уже было сделано другими людьми и в другое время. Фактически проект Сабетта появился на базе более крупного проекта, который осуществлялся с 80-х годов 20 века.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх