На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Инфо-кухня

42 728 подписчиков

Свежие комментарии

  • Василий Теркин
    Все тоже самое может появиться не у нас под боком,а дома,пока ты ушами хлопаешь под телевизор.Мигранты — Троянс...
  • Василий Теркин
    Вместо ЕС подставь РФ ... Все один в один ... Режиссер один... Разыгрывает противостояние... Ну ну.Мигранты — Троянс...
  • Наталья Гимаева
    Вы думаете, что военкоматам выдавались деньги только на холодильники и микроволновки? Сомневаюсь...))) Хорошо бы пров...Шойгу сравнил раб...

"Россия уходит без шумихи". Как в порты Прибалтики пришла безденежная тишина

 

Аме­ри­кан­ские ана­ли­ти­ки от­ме­ча­ют кризис транс­порт­но-ло­ги­сти­че­ско­го ком­плек­са бал­тий­ских рес­пуб­лик из-за ухода рос­сий­ских грузов. Объ­яс­ня­ем, почему.

В ана­ли­ти­че­ском обзоре Джейм­ста­ун­ско­го фонда "Россия пе­ре­во­дит гру­зо­по­то­ки в соб­ствен­ные порты из при­бал­тий­ских" кон­ста­ти­ру­ет­ся кризис транс­порт­но-ло­ги­сти­че­ско­го ком­плек­са бал­тий­ских рес­пуб­лик из-за ухода рос­сий­ских грузов, пишет по­ли­то­лог Алек­сандр Но­со­вич для RuBaltic.ru.

"В первой по­ло­вине 2019 года рос­сий­ский трафик через эс­тон­ские, лат­вий­ские и ли­тов­ские мор­ские порты со­кра­тил­ся на 12,4% по срав­не­нию с тем же пе­ри­о­дом годом ранее, тогда как рос­сий­ский трафик через рос­сий­ские порты в Фин­ском заливе уве­ли­чил­ся на зна­чи­тель­но боль­шую цифру.
Эти ста­ти­сти­че­ские данные дают четкое ука­за­ние на то, что Москва рас­смат­ри­ва­ет вторые как замену первым и будет про­дол­жать со­кра­щать объемы как мас­со­вых, так и кон­тей­нер­ных пе­ре­во­зок, про­хо­дя­щих через порты Балтии", – го­во­рит­ся в до­кла­де.

От­ме­ча­ет­ся, что до недав­не­го вре­ме­ни у России не было дру­го­го выбора, кроме ис­поль­зо­ва­ния мор­ских портов стран Балтии, ведь по­явив­ша­я­ся в период СССР же­лез­но­до­рож­ная си­сте­ма на­прав­ля­лась в эти порты, а у самой России были от­но­си­тель­но неболь­шие соб­ствен­ные объ­ек­ты на Бал­тий­ском море.

"Но без особой шумихи Москва рас­ши­ря­ет су­ще­ству­ю­щие порты или строит новые в обоих ре­ги­о­нах, и теперь эти порты осу­ществ­ля­ют все воз­рас­та­ю­щую тор­гов­лю в Россию и из нее", – пишет автор до­кла­да.

Следом автор до­кла­да срав­ни­ва­ет цифры гру­зо­обо­ро­та в рос­сий­ских портах с циф­ра­ми в портах стран Балтии. Так, в При­мор­ске, Усть-Луге и Вы­соц­ке за первые девять ме­ся­цев 2019 года гру­зо­обо­рот вырос на 16,7%, 7,3% и 5,3% со­от­вет­ствен­но, в Риж­ском порту, в Лиепае и Тал­лине пе­ре­вал­ка грузов в этот же период упала на 8,7%, 5,1% и 8,3%.

"Учи­ты­вая, что аб­со­лют­ное боль­шин­ство гру­зо­обо­ро­та стран При­бал­ти­ки всегда со­став­лял рос­сий­ский тран­зит, не уви­деть связи между этими двумя тен­ден­ци­я­ми невоз­мож­но", – от­ме­ча­ет по­ли­то­лог Алек­сандр Но­со­вич.

Поиск замены

Страны Балтии на­чи­на­ют искать замену рос­сий­ским грузам. При этом, как от­ме­ча­ет Алек­сандр Но­со­вич, аль­тер­на­тив две – Бе­ло­рус­сия, ко­то­рая пока что спа­са­ет Клай­пед­ский порт, и Китай, на ко­то­рый рес­пуб­ли­ки воз­ла­га­ют стра­те­ги­че­ские на­деж­ды.

"Обе аль­тер­на­ти­вы при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии ока­зы­ва­ют­ся со­мни­тель­ны­ми. Бе­ло­рус­ская эко­но­ми­ка тесным об­ра­зом свя­за­на с рос­сий­ской, залог ее успеш­но­го раз­ви­тия – еще более тесная вза­и­мо­связь, и на оче­ред­ном неиз­беж­ном этапе "углуб­ле­ния ин­те­гра­ции" неиз­беж­но дойдет до пе­ре­ори­ен­та­ции бе­ло­рус­ско­го тран­зи­та с При­бал­ти­ки на РФ", – счи­та­ет по­ли­то­лог.

То же ка­са­ет­ся и других стран ЕАЭС. Это при­зна­ет и Джейм­ста­ун­ский фонд, говоря о "дав­ле­нии России на Бе­ла­русь и другие страны СНГ, ко­то­рые Россия при­нуж­да­ет не иметь дела с При­бал­ти­кой".

"Что ка­са­ет­ся Китая, то тут аме­ри­кан­цы дают понять о дав­ле­нии аме­ри­кан­цев, причем не прямо, а опо­сре­до­ван­но. Ци­ти­ру­ют­ся мос­ков­ские экс­пер­ты, ко­то­рые ука­зы­ва­ют, что НАТО не поз­во­лит При­бал­ти­ке раз­ви­вать эко­но­ми­че­ские связи с Китаем по со­об­ра­же­ни­ям без­опас­но­сти, и из-за дав­ле­ния Се­ве­ро­ат­лан­ти­че­ско­го аль­ян­са ки­тай­ские ин­ве­сти­ции не придут в бал­тий­ские порты в объеме, до­ста­точ­ном для того, чтобы ком­пен­си­ро­вать потери от ухода России", – рас­ска­зы­ва­ет Но­со­вич.

По­ли­то­лог на­по­ми­на­ет о по­езд­ках в страны Балтии пред­ста­ви­те­лей Белого дома и Госде­пар­та­мен­та США, на ко­то­рых рес­пуб­ли­кам прямо го­во­ри­ли о невоз­мож­но­сти со­труд­ни­че­ства с "глав­ным стра­те­ги­че­ским кон­ку­рен­том США".

С другой сто­ро­ны, даже если бы США были "за" со­труд­ни­че­ство бал­тий­ских рес­пуб­лик с Китаем, ки­тай­ский тран­зит до стран Балтии все равно должен был пройти через тер­ри­то­рию России, однако дала бы Россия со­гла­сие на ис­поль­зо­ва­ние своей ин­фра­струк­ту­ры в таких целях, имея соб­ствен­ные порты, – вопрос ри­то­ри­че­ский, счи­та­ет Но­со­вич.

"Аме­ри­кан­ская ана­ли­ти­ка под­во­дит к неиз­беж­но­му выводу, что кол­лапс тран­зит­ной от­рас­ли При­бал­тий­ских рес­пуб­лик – дело ре­шен­ное, потому что вос­пол­нить потери от ухода рос­сий­ских грузов нечем. Потери же эти огром­ны. С учетом стра­хо­вок и же­лез­но­до­рож­ных сборов при­во­дит­ся цифра в пол­мил­ли­ар­да дол­ла­ров го­до­вых до­хо­дов от тран­зи­та России. И это цифра за про­шлый год, когда до по­ло­ви­ны рос­сий­ско­го тран­зи­та уже ушло из При­бал­ти­ки в Ле­нин­град­скую об­ласть. Когда уйдет весь тран­зит, сум­мар­ные потери при­бал­тий­ско­го бюд­же­та будут мил­ли­ард­ны­ми", – ука­зы­ва­ет по­ли­то­лог.

По­след­ствия

В ана­ли­ти­че­ском обзоре Джейм­ста­ун­ско­го фонда не дается ни­ка­ких со­ве­тов бал­тий­ским рес­пуб­ли­кам. По­ли­то­лог Алек­сандр Но­со­вич от­ме­ча­ет, что в данном случае и не может быть ни­ка­ких ре­ко­мен­да­ций:

"Вы сами себе вы­бра­ли нишу ма­лень­ких, но от­ча­ян­но смелых при­фрон­то­вых го­су­дарств, про­мыш­ля­ю­щих ру­со­фо­би­ей в меж­ду­на­род­ной по­ли­ти­ке. Так какой же после этого рос­сий­ский тран­зит?".

С другой сто­ро­ны, ука­зы­ва­ет Но­со­вич, какая ди­пло­ма­ти­че­ская и во­ен­ная помощь от США может быть, если страны "рас­счи­ты­ва­ют на эко­но­ми­че­ские шашни со "стра­ной-агрес­со­ром", от ко­то­рой просят их за­щи­тить.

"Го­товь­те ваши порты на прием аме­ри­кан­ских танков и не на­дей­тесь со­рвать при этом ни рос­сий­ско­го рубля. Если в про­цес­се встре­чи танков сдох­не­те с голода от без­де­не­жья – это ваши про­бле­мы. Танкам от без­лю­дья на опе­ра­тив­ном про­сто­ре только воль­гот­нее", – ре­зю­ми­ру­ет Но­со­вич.


Рос­сий­ские порты на Бал­ти­ке могут по­лу­чить до­пол­ни­тель­но около трех мил­ли­о­нов тонн грузов в год за счет пе­ре­во­да из При­бал­ти­ки им­пор­та грузов в кон­тей­не­рах

РИГА, 19 ноя — Sputnik. Россия успеш­но ре­а­ли­зу­ет стра­те­гию пе­ре­ори­ен­та­ции гру­зо­по­то­ков на соб­ствен­ные порты на Бал­тий­ском море, в первую оче­редь речь идет о на­ва­лоч­ных грузах оте­че­ствен­но­го про­ис­хож­де­ния. До­пол­ни­тель­ный объем пе­ре­вал­ки рос­сий­ские порты могут по­лу­чить за счет пе­ре­во­да им­пор­та грузов из портов При­бал­ти­ки в РФ, пишет ди­рек­тор Heavy World Events & Media Алек­сей Ча­ли­ков в статье для dp.ru.

Пра­ви­тель­ство РФ на­ме­ре­но к 2020 году пе­ре­бро­сить до­пол­ни­тель­ный гру­зо­по­ток в на­прав­ле­нии оте­че­ствен­ных портов на уровне 60 мил­ли­о­нов тонн, из ко­то­рых 40 мил­ли­о­нов — это на­ва­лоч­ные грузы. Ста­ти­сти­ка под­твер­жда­ет, что часть грузов, ко­то­рые раньше пе­ре­гру­жа­лись в портах При­бал­ти­ки, ушла в рос­сий­ские порты. Так, гру­зо­обо­рот порта Рига по итогам января — ок­тяб­ря 2019 года упал на 8,7%. Меньше стало угля — на 24,5%, ми­не­раль­ных удоб­ре­ний — на 15,5%, пи­ло­ма­те­ри­а­лов — на 11,6%, ме­тал­ло­ло­ма — на 31,1%, на­лив­ных грузов — на 12,7%. В то же время кон­тей­не­ро­обо­рот порта Риги вырос почти на 1% — это немно­го, но по­ка­за­тель­но, счи­та­ет Ча­ли­ков.

Хотя сто­и­мость пе­ре­воз­ки в Мос­ков­ский регион одного мор­ско­го кон­тей­не­ра через порт Санкт-Пе­тер­бур­га на 30—40 тысяч рублей де­шев­ле, чем через порты При­бал­ти­ки. Однако многие им­пор­те­ры вы­би­ра­ют порты стран Балтии в том числе из-за того, что воз­мож­но­сти пе­ре­тар­ки груза из кон­тей­не­ров на другие виды транс­пор­та в Санкт-Пе­тер­бур­ге огра­ни­че­ны. Ре­аль­но такие услуги ока­зы­ва­ет только один тер­ми­нал. В на­сто­я­щее время эф­фек­тив­ные ра­бо­та­ю­щие про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти, поз­во­ля­ю­щие про­во­дить муль­ти­мо­даль­ные пе­ре­воз­ки, пред­ла­га­ет только порт Бронка.

Другой аспект — та­мо­жен­ное за­ко­но­да­тель­ство и работа та­мо­жен­ных скла­дов. Яркий пример тут — тран­зит ал­ко­голь­ной про­дук­ции. Круп­ные им­пор­те­ры имеют воз­мож­ность за­ку­пать про­дук­цию и мар­ки­ро­вать ее прямо на заводе-из­го­то­ви­те­ле. Более мелкие ком­па­нии, по­ку­па­ю­щие вино у неболь­ших неза­ви­си­мых про­из­во­ди­те­лей, при­об­ре­та­ют про­дук­цию немар­ки­ро­ван­ной. По закону, без на­кле­ен­ных ак­циз­ных марок ее на тер­ри­то­рию РФ вво­зить за­пре­ще­но. По­это­му такой товар идет в Клай­пе­ду или Ригу, там ящики с вином вскры­ва­ют и каждую бу­тыл­ку мар­ки­ру­ют ак­циз­ной маркой. По­ло­ви­на им­пор­та ал­ко­голь­ной про­дук­ции по­сту­па­ет в Россию через порты Литвы и Латвии.

В общей слож­но­сти, по данным ФТС России, за 2018 год тран­зи­том через При­бал­ти­ку в Россию было вве­зе­но три мил­ли­о­на тонн грузов. По мнению Ча­ли­ко­ва, за­брать часть этих грузов по­мо­гут раз­ра­бот­ка и ре­а­ли­за­ция от­дель­ной про­грам­мы по пе­ре­ори­ен­та­ции рос­сий­ско­го кон­тей­нер­но­го тран­зи­та. Се­год­ня для воз­вра­ще­ния грузов, идущих в РФ через порты При­бал­ти­ки, пока нет всех усло­вий.

Ссылка на первоисточник
наверх